Информационное право (копылов В. А.)как систему
социальных норм и отношений, охраняемых силой государства, возникающих в
информационной сфере - сфере производства, преобразования и потребления
информации. Основным
предметом правового регулирования информационного права являются
информационные отношения, возникающие при осуществлении информационных
процессов - процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения,
поиска, передачи, распространения и потребления информации
Информационное
право как наука - это система научных знаний об информационном праве как
отрасли права, его предмете, методах, принципах правового регулирования
информационных отношений, истории развития, его основных институтах,
сравнительно-правовом анализе норм права и общественных отношений в
информационной сфере зарубежных стран. И эта наука находится на начальном этапе
своего формирования.
Информационное
право как учебная дисциплина - это система знаний об информационном праве,
обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь
юридических.
Информационное право — отрасль права, совокупность
правовых норм, регулирующих общественные отношения в информационной сфере,
связанных с оборотом информации, формированием и использованием информационных
ресурсов, созданием и функционированием информационных систем в целях
обеспечения безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их
организаций, государства и общества.[2]
Отдельные
нормы информационного права содержат в себе также положения гражданского,
финансового и предпринимательского права, регулирующие соответствующие
гражданские, финансовые и предпринимательские отношения.
Конституционно-правовое
регулирование
информационных отношений обусловлено необходимостью обеспечения гарантий
осуществления информационных конституционных прав и свобод граждан, которые
нашли свое развитие в других законодательных актах.
Гражданско-правовое регулирование информационных отношений обусловлено тем,
что большая часть информационных прав и свобод реализуется в процессе
гражданского оборота информации. Это имущественные права и право собственности
на информационные ресурсы в информационной сфере.
Административно-правовое
регулирование
информационных отношений обусловлено необходимостью государственного управления
информационными процессами формирования и использования государственных
информационных ресурсов, создания и применения государственных информационных
систем и средств их обеспечения, а также средств и механизмов информационной
безопасности.
Уголовно-правовое регулирование информационных отношений обусловлено
необходимостью противодействия противоправным действиям в информационной сфере.
Информационно-правовая деятельность,
осуществляемая в процессе информационных отношений, направлена на сбор и
обработку информации, ее оценку, принятие решений, создание программных
продуктов и т.д. В процессе этой деятельности решаются цели и задачи
правового регулирования и в случае нарушения информационного законодательства
принимаются меры административного и уголовного характера.
Итак, учитывая комплексный
характер информационного права, можно сделать вывод, что его предметом являются
общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся при
обращении информации в информационной сфере в результате осуществления
информационных процессов.
Методы и принципы
информационного права.
Методы ИП – это средства, приемы и способы изучения соответствующих норм,
информационно-правовых явлений и процессов. В юридической науке принято выделять
общие и частные методы права.
Общие методы распространяются на многие
юридические науки и все направления самого ИП.
Исторический
метод – характеризуется
конкретно-историческими, историко-эмпирическими формами изложения многоаспектных проблем ИП – историческое исследование
проблем предмета и способов правового регулирования, конкретных актов в области
информатики, видов информационных ресурсов и пользования ими, ответственности
за нарушение информационного законодательства. Т.е. интерес вызывают вопросы:
Как возникало то или иное явление?; Какие основные этапы оно прошло в своем
развитии?; Каковы его исторические перспективы?
Системный
подход – совокупность теоретических
принципов и положений, позволяющих рассматривать все нормы ИП как систему,
единое целое в тесной связи и взаимодействии с другими правовыми нормами и
институтами. Позволяет ответить на такие вопросы, как: Какова структура
процесса правового регулирования информационно-правовой деятельности
(субъектов, объектов, норм, связей и т.д.)?; Каков характер и степень влияния
на этот процесс внешней среды?
Средством реализации системного подхода
является системный анализ. Например, одна из форм системного анализа –
классификация предметов и явлений информационного характера.
Исторический и системный методы взаимосвязаны
и объединяются в так называемый системно-исторический
метод.
Частные методы – методы правового регулирования,
используются для изучения разнообразных аспектов и сторон информационного
законодательства и ИП в целом. Применительно к отрасли права, прежде всего
необходимо понимать, что любой метод направлен на осуществление некоего
воздействия одного субъекта права на другого. Такое воздействие осуществляется
обычно путем волеизъявления одного участника по отношению к другим. Таким образом,
метод приобретает роль связующего средства от одного субъекта информационных
правоотношений к другим. При этом метод правового регулирования заключает в
себе не только волеизъявление, но и характер такого волеизъявления.
Развитие юридической науки последних лет привело к
появлению принципиально новых отраслей российского права, которые не имеют
преобладающего метода правового регулирования и именуются комплексными.
Аналогично дело обстоит и с информационным правом.
Всеобъемлющий характер информации приводит к тому, что информационные отношения
затрагивают самые различные «классические» отрасли российского права. Базовой
отраслью права для регулирования отношений, связанных с информационной
деятельностью, является административное право [7, с. 8]. В то же время
институт интеллектуальной собственности, относится как к информационному, так и
к гражданскому праву, институт правовой охраны информации – не только к
информационному и административному, но и к уголовному праву и т.д. Являясь
комплексной отраслью права, информационное право использует методы, характерные
для различных отраслей.
Все методы, характерные для информационного
права можно разделить на императивные и диспозитивные.
Императивные методы правового регулирования основаны на неравенстве участников
правоотношений и установлении жесткой, однозначной модели их поведения. В
информационном праве используются императивные методы:
1) повеления - метод заключается в возложении на
участников информационных правоотношений обязанности совершать какие-либо
действия. Метод властного повеления используется, например, в правоотношениях
государственному управлению в сфере информации и информатизации, по
использованию информации с особым правовым режимом.
2) запрета - метод заключается в возложении на
участников информационных правоотношений обязанности воздерживаться от
совершения каких-либо действий. Метод запретов используется в первую очередь
для обозначения деяний, представляющих собой информационные правонарушения.
Диспозитивные методы правового регулирования основаны на
равенстве участников правоотношений и в их возможности самостоятельно выбирать
модель возможного поведения. В информационном праве используются диспозитивные
методы:
1) дозволения - метод дозволения заключается в
предоставлении участникам информационных правоотношений права совершать
какие-либо действия либо не совершать их по своему выбору. Метод дозволения
используется, к примеру, в сфере библиотечного и архивного дела и т.д.
2) согласования - метод согласования применяется при
регулировании правоотношений между равными субъектами для достижения
какого-либо согласия между ними. Метод согласования широко применяется в сфере
регулирования интеллектуальной собственности.
3) рекомендаций - метод рекомендаций заключается в
указании законодателем предпочтительной (но не обязательной) модели поведения
участников информационных правоотношений. Метод рекомендаций широко
используется, например при регулировании деятельности средств массовой информации.
При регулировании информационных правоотношений, возникающих в сети Интернет,
рекомендательные правовые нормы тесно переплетаются с этическими.
4) поощрения - метод поощрения тесно примыкает к
методу рекомендаций. Разница состоит в том, что при использовании метода
поощрений законодатель не только рекомендует какую-либо модель поведения, но и
предоставляет какие-либо льготы или иные блага при ее выборе.
В информационном праве могут использоваться и иные
методы правового регулирования. В целом можно отметить, что информационное
право использует в равной степени как императивные методы, характерные для
публичного права, так и диспозитивные, характерные для частного права. Это
говорит о том, что информационное право нельзя отнести ни к публичному, ни к
частному праву и лишний раз подчеркивает его комплексный характер.
Принципы ИП – зафиксированные в правовых нормах,
регулируемые информационные отношения, положения и идеи, определяющие сущность
и содержание данной отрасли права, придающие системный характер ее нормам и
институтам и позволяющие говорить о целостности механизма правового
регулирования информационных отношений в обществе.
· Принцип приоритетности интересов государства в
определении всей государственной политики в сфере формирования информационных
ресурсов и информатизации страны (См. Статья
3. Федерального закона "Об информации, информатизации и защите
информации": Обязанности
государства в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации).
· Принцип строгого соблюдения законности в информационных
отношениях.
· Принцип строгого соблюдения прав и личных интересов
человека в информационном обмене (Конституция РФ).
· Принцип равенства граждан перед законом в случае
совершения любых противоправных действий в сфере информации и информатизации.
· Принцип обеспечения информационной безопасности
(выполнение данного принципа достигается проведением единой государственной
политики в области обеспечения ИБ, системой организационно-правовых,
экономических и других мер, адекватных угрозам жизненно важным информационным
интересам личности, общества и государства).
· Принцип необходимости программно-целевого подхода к
проблемам информатизации российского общества.
Система
информационного законодательства Российской Федерации.
Система информационного законодательства
РФ
- совокупность норм права,
регулирующих отношения в информационной сфере.
Норма права – правило поведения
участников правоотношений.
Источник права – форма выражения
этого правила, способ придания ему общеобязательной силы через принятие
государственных актов.
Совокупность норм права, закрепленных
законодательно, и составляют систему информационного законодательства РФ:
· Конституция РФ
· Федеральные законы «О средствах массовой информации»,
«Об участии в международном информационном обмене», «О связи», «О федеральных
органах правительственной связи и информации»
· Указы Президента РФ
· Доктрина информационной безопасности
· Законы местных органов самоуправления
Постановления различных
государственных учреждений и т.д.
Общая характеристика
норм информационного права.
Норма информационного права – писаное правило
поведения участников информационных правоотношений, которое устанавливается
государством в строго определенном порядке и форме и вступает в определенный
законом срок.
Нормы информационного права устанавливают правовое
положение государственных органов, общественных организаций, СМИ,
предпринимательских структур и иных субъектов, регулирующих публичные
информационные отношения в определенных сферах, а также частно-правовые
отношения различных субъектов информационной деятельности с гражданами, то есть
норм права в той или иной степени
соотносимых с информационной деятельностью.
Выделяют следующие виды
норм:
· Материальные нормы – закрепляют материальное,
информационно-правовое содержание прав и обязанностей участников информационных
отношений.
· Процессуальные нормы – устанавливают порядок и
действие норм материального права.
· Обязывающие нормы – возлагают определенные обязанности,
предписывают участникам правоотношений совершение определенных действий.
· Запрещающие нормы – устанавливают запрет на совершение
определенных действий.
· Управомочивающие нормы – предоставляют участникам
информационно-правовых отношений возможность совершать те или иные действия.
Элементы нормы ИП.
· Гипотеза – определяет условия, обстоятельства, при
которых могут возникнуть
информационно-правовые отношения.
· Диспозиция – предписание о том, как должны поступать
юридические и физические лица в информационной сфере, т.е. определяет их права
и обязанности.
· Санкция – указывает на последствия несоблюдения нормы
ИП, которые в ней содержатся и которые вытекают из действий участников
информационных правоотношений.
Информационно-правовые
отношения, их сущность и структура.
Любая норма ИП реализуется только посредством
информационно-правовых отношений: обязывая одних участников (субъектов) этих
отношений к совершению конкретных действий и предоставляя конкретным лицам
право требовать выполнения определенных действий, руководить данными
действиями.
К информационно-правовым отношениям относятся те
общественные отношения, которые отражены в нормах ИП и регулируются ими. Эти общественные отношения не являются
однородными. Можно выделить следующие группы общественных отношений,
возникающих в информационной сфере по поводу информации:
1) отношения, связанные с созданием и преобразованием информации. В данную группу входят, в
частности, отношения, связанные с созданием объектов интеллектуальной
собственности; отношения, связанные с созданием официальной информации органами
государственной власти и местного самоуправления; отношения, связанные с
созданием массовой информации и т.п.
2) отношения, связанные с хранением информации. Данную
группу будут составлять отношения по поводу обязательного хранения некоторых
видов информации; защиты информации; хранения информации с особым режимом
доступа и др.
3) отношения, связанные с передачей и распространением информации. Отношения данной сферы
связаны в первую с правовым положением средств массовой информации, также они
включают в себя отношения по поводу распространения официальной информации, в
том числе правовой; отношения, возникающие при распространении информации
посредством использования сети Интернет и других глобальных информационных
систем.
4) отношения, связанные с потреблением информации. Сюда будут включаться отношения по поводу
реализации прав граждан на информацию; отношения в сфере библиотечного дела и
архивов, а также некоторые другие.
Следует иметь в виду, что выделение в информационной
сфере групп общественных отношений в определенной степени условно. Различные
виды информационных правоотношений тесно пересекаются, поэтому на практике не
всегда представляется возможным, да и необходимым отличить одну группу от другой.
Кроме того, многие права и обязанности субъектов в сфере информационных
правоотношений корреспондируют друг другу. Так, например, праву граждан иметь
информацию о деятельности органов государственной власти и местного
самоуправления корреспондирует обязанность соответствующих должностных лиц эту
информацию предоставить.
Сущность
информационно-правовых отношений:
1)
Данные отношения
определяются объективными экономическими отношениями, основанными на
многообразии форм собственности, в т.ч. на информацию и информационные
технологии.
2)
Информационные
правоотношения – это отношения граждан, СМИ, гос.
органов и т.д., предусмотренные и урегулированные нормами ИП, выражающие идеи
свободы и демократии в информационно-правовой сфере.
3)
Информационно-правовые
отношения являются средством решения задач в области формирования единого
информационно-правового пространства страны, защиты прав журналистов,
информационного обмена, укрепления информационной безопасности и многих других.
Социально-правовая
структура информационно-правовых отношений.
· Субъект ИП – лицо, гражданин, учреждение, организация,
банк и т.д.
· Объект ИП – материальные, духовные и иные социальные
блага, явления и процессы, по поводу которых завязываются правоотношения.
· Информационные права (полномочия).
· Информационные обязанности.
Действие норм
информационного права в пространстве и во времени.
Нормы ИП применяются на определенном пространстве и в
течение определенного времени.
Проблема применения норм ИП в пространстве решается
обычным способом:
· Законы РФ и другие акты информационного характера,
принятые соответствующими государственными органами страны в установленном
порядке, действуют на всей территории РФ.
· Нормативные акты, принятые субъектами РФ, действуют
лишь на их территории.
· Отдельные нормы ИП действуют и за пределами РФ
(Например, ст.32 федерального закона «О рекламе» 1993г. говорит о заключении с
зарубежными странами договоров о рекламе, правила которой действуют при условии
приоритета норм международного права).
При применение норм ИП во времени надо иметь в виду
начало и окончание действия данной нормы либо законодательного акта в целом.
· Закон вступает в силу со дня его опубликования или
издания.
· Завершение применения закона – со дня отмены.
Необходимо также учитывать, что возможно издание закона на определенный срок
или период.
Правонарушения в
информационной сфере.
Правонарушение – юридический факт (наряду с
событием и действием), действия, противоречащие нормам права (антипод
правомерному поведению).
Правонарушения
всегда связаны с нарушением определенным лицом (лицами) действующей нормы
(норм) ИП и прав других субъектов информационных правоотношений. При этом эти
нарушения являются общественно опасными и могут влечь для тех или иных
субъектов трудности, дополнительные права и обязанности.
Признаки, состав и
характеристика правонарушений в информационной сфере.
Наиболее частые правонарушения в информационной сфере
– проступки (незначительная
опасность): дисциплинарные, административные и гражданско-правовые. В основе
деления лежат виды общественных отношений, нарушаемых соответствующими
проступками, а также способы применения за них санкций.
Административный
проступок –
противоправное виновное деяние, посягающее на государственный или общественный
порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок
управления, за которое действующее законодательство предусматривает
административную ответственность в виде штрафа, конфискации или предупреждения.
При этом правонарушитель не состоит в трудовых или служебных отношениях с
организацией или должностными лицами, которые принимают решение о применении к
нему санкций.
Дисциплинарный
проступок –
проступок, совершенный лицом, которое в силу своих должностных обязанностей
должен соблюдать правила, устанавливающие
тот или иной режим деятельности. Санкции – замечание. Выговор, штраф и
т.д.
Гражданские
правонарушения выражаются
в нарушении норм, регулирующих информационно-имущественные отношения и интересы
собственно информационных ведомств, организаций, структур и фирм. Ведущим
принципом гражданского права является требование полностью возместить убытки,
причиненные гражданским правонарушением.
Наиболее серьезные правонарушения в информационной
сфере – преступления.
Преступлением в РФ признается виновно совершенное общественно опасное
деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Как особый вид
правонарушений преступления характеризуются следующими признаками:
· Общественная опасность преступления выражается в том,
что оно посягает на наиболее значительные общественные ценности (в
информационной сфере – свобода личности, конституционные права и свободы).
· Субъектом преступления могут быть только физические
лица: граждане и должностные лица. Государственные органы, учреждения,
коммерческие и некоммерческие организации не привлекаются к уголовной
ответственности. За их деяния отвечают виновные лица, по инициативе, под
руководством и при непосредственном участии которых были осуществлены подобные
деяния.
· Исчерпывающий перечень деяний, признаваемых преступлением,
содержится только в одном федеральном законе – Уголовном кодексе РФ. Новые
законы, предусматривающие уголовную ответственность, принимаются в форме изменений или дополнений к УК РФ и подлежат
включению в него.
Состав правонарушения в
информационной сфере –
совокупность характерных признаков рассматриваемого правонарушения, которые
предусмотрены соответствующими нормами ИП и характеризуют данное правонарушение
как общественно-опасное, противоправное и наказуемое явление.