Информационное право (копылов В. А.)как систему социальных норм и отношений, охраняемых силой государства, возникающих в информационной сфере - сфере производства, преобразования и потребления информации. Основным предметом правового регулирования информационного права являются информационные отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов - процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации

Информационное право как наука - это система научных знаний об информационном праве как отрасли права, его предмете, методах, принципах правового регулирования информационных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовом анализе норм права и общественных отношений в информационной сфере зарубежных стран. И эта наука находится на начальном этапе своего формирования.

Информационное право как учебная дисциплина - это система знаний об информационном праве, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических.

Информационное право — отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в информационной сфере, связанных с оборотом информации, формированием и использованием информационных ресурсов, созданием и функционированием информационных систем в целях обеспечения безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций, государства и общества.[2]

Отдельные нормы информационного права содержат в себе также положения гражданского, финансового и предпринимательского права, регулирующие соответствующие гражданские, финансовые и предпринимательские отношения.

Конституционно-правовое регулирование информационных отношений обусловлено необходимостью обеспечения гарантий осуществления информационных конституционных прав и свобод граждан, которые нашли свое развитие в других законодательных актах.

Гражданско-правовое регулирование информационных отношений обусловлено тем, что большая часть информационных прав и свобод реализуется в процессе гражданского оборота информации. Это имущественные права и право собственности на информационные ресурсы в информационной сфере.

Административно-правовое регулирование информационных отношений обусловлено необходимостью государственного управления информационными процессами формирования и использования государственных информационных ресурсов, создания и применения государственных информационных систем и средств их обеспечения, а также средств и механизмов информационной безопасности.

Уголовно-правовое регулирование информационных отношений обусловлено необходимостью противодействия противоправным действиям в информационной сфере.

Информационно-правовая деятельность, осуществляемая в процессе информационных отношений, направлена на сбор и обработку информации, ее оценку, принятие решений, создание программных продуктов и т.д. В процессе этой деятельности решаются цели и задачи правового регулирования и в случае нарушения информационного законодательства принимаются меры административного и уголовного характера.

Итак, учитывая комплексный характер информационного права, можно сделать вывод, что его предметом являются общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся при обращении информации в информационной сфере в результате осуществления информационных процессов.

Методы и принципы информационного права.

Методы ИП – это средства, приемы и способы изучения соответствующих норм, информационно-правовых явлений и процессов. В юридической науке принято выделять общие и частные методы права.

Общие методы распространяются на многие юридические науки и все направления самого ИП.

Исторический метод – характеризуется конкретно-историческими, историко-эмпирическими формами изложения многоаспектных проблем ИП – историческое исследование проблем предмета и способов правового регулирования, конкретных актов в области информатики, видов информационных ресурсов и пользования ими, ответственности за нарушение информационного законодательства. Т.е. интерес вызывают вопросы: Как возникало то или иное явление?; Какие основные этапы оно прошло в своем развитии?; Каковы его исторические перспективы?

Системный подход – совокупность теоретических принципов и положений, позволяющих рассматривать все нормы ИП как систему, единое целое в тесной связи и взаимодействии с другими правовыми нормами и институтами. Позволяет ответить на такие вопросы, как: Какова структура процесса правового регулирования информационно-правовой деятельности (субъектов, объектов, норм, связей и т.д.)?; Каков характер и степень влияния на этот процесс внешней среды?

Средством реализации системного подхода является системный анализ. Например, одна из форм системного анализа – классификация предметов и явлений информационного характера.

Исторический и системный методы взаимосвязаны и объединяются в так называемый системно-исторический метод.

Частные методы – методы правового регулирования, используются для изучения разнообразных аспектов и сторон информационного законодательства и ИП в целом. Применительно к отрасли права, прежде всего необходимо понимать, что любой метод направлен на осуществление некоего воздействия одного субъекта права на другого. Такое воздействие осуществляется обычно путем волеизъявления одного участника по отношению к другим. Таким образом, метод приобретает роль связующего средства от одного субъекта информационных правоотношений к другим. При этом метод правового регулирования заключает в себе не только волеизъявление, но и характер такого волеизъявления.

Развитие юридической науки последних лет привело к появлению принципиально новых отраслей российского права, которые не имеют преобладающего метода правового регулирования и именуются комплексными.

Аналогично дело обстоит и с информационным правом. Всеобъемлющий характер информации приводит к тому, что информационные отношения затрагивают самые различные «классические» отрасли российского права. Базовой отраслью права для регулирования отношений, связанных с информационной деятельностью, является административное право [7, с. 8]. В то же время институт интеллектуальной собственности, относится как к информационному, так и к гражданскому праву, институт правовой охраны информации – не только к информационному и административному, но и к уголовному праву и т.д. Являясь комплексной отраслью права, информационное право использует методы, характерные для различных отраслей.

Все методы, характерные для информационного права можно разделить на императивные и диспозитивные.

Императивные методы правового регулирования основаны на неравенстве участников правоотношений и установлении жесткой, однозначной модели их поведения. В информационном праве используются императивные методы:

1) повеления - метод заключается в возложении на участников информационных правоотношений обязанности совершать какие-либо действия. Метод властного повеления используется, например, в правоотношениях государственному управлению в сфере информации и информатизации, по использованию информации с особым правовым режимом.

2) запрета - метод заключается в возложении на участников информационных правоотношений обязанности воздерживаться от совершения каких-либо действий. Метод запретов используется в первую очередь для обозначения деяний, представляющих собой информационные правонарушения.

Диспозитивные методы правового регулирования основаны на равенстве участников правоотношений и в их возможности самостоятельно выбирать модель возможного поведения. В информационном праве используются диспозитивные методы:

1) дозволения - метод дозволения заключается в предоставлении участникам информационных правоотношений права совершать какие-либо действия либо не совершать их по своему выбору. Метод дозволения используется, к примеру, в сфере библиотечного и архивного дела и т.д.

2) согласования - метод согласования применяется при регулировании правоотношений между равными субъектами для достижения какого-либо согласия между ними. Метод согласования широко применяется в сфере регулирования интеллектуальной собственности.

3) рекомендаций - метод рекомендаций заключается в указании законодателем предпочтительной (но не обязательной) модели поведения участников информационных правоотношений. Метод рекомендаций широко используется, например при регулировании деятельности средств массовой информации. При регулировании информационных правоотношений, возникающих в сети Интернет, рекомендательные правовые нормы тесно переплетаются с этическими.

4) поощрения - метод поощрения тесно примыкает к методу рекомендаций. Разница состоит в том, что при использовании метода поощрений законодатель не только рекомендует какую-либо модель поведения, но и предоставляет какие-либо льготы или иные блага при ее выборе.

В информационном праве могут использоваться и иные методы правового регулирования. В целом можно отметить, что информационное право использует в равной степени как императивные методы, характерные для публичного права, так и диспозитивные, характерные для частного права. Это говорит о том, что информационное право нельзя отнести ни к публичному, ни к частному праву и лишний раз подчеркивает его комплексный характер.

Принципы ИП – зафиксированные в правовых нормах, регулируемые информационные отношения, положения и идеи, определяющие сущность и содержание данной отрасли права, придающие системный характер ее нормам и институтам и позволяющие говорить о целостности механизма правового регулирования информационных отношений в обществе.

· Принцип приоритетности интересов государства в определении всей государственной политики в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации страны (См. Статья 3. Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации": Обязанности государства в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации).

· Принцип строгого соблюдения законности в информационных отношениях.

· Принцип строгого соблюдения прав и личных интересов человека в информационном обмене (Конституция РФ).

· Принцип равенства граждан перед законом в случае совершения любых противоправных действий в сфере информации и информатизации.

· Принцип обеспечения информационной безопасности (выполнение данного принципа достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения ИБ, системой организационно-правовых, экономических и других мер, адекватных угрозам жизненно важным информационным интересам личности, общества и государства).

· Принцип необходимости программно-целевого подхода к проблемам информатизации российского общества.

Система информационного законодательства Российской Федерации.

Система информационного законодательства РФ

- совокупность норм права, регулирующих отношения в информационной сфере.

Норма права – правило поведения участников правоотношений.

Источник права – форма выражения этого правила, способ придания ему общеобязательной силы через принятие государственных актов.

Совокупность норм права, закрепленных законодательно, и составляют систему информационного законодательства РФ:

· Конституция РФ

· Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»

· Федеральные законы «О средствах массовой информации», «Об участии в международном информационном обмене», «О связи», «О федеральных органах правительственной связи и информации»

· Указы Президента РФ

· Доктрина информационной безопасности

· Законы местных органов самоуправления

Постановления различных государственных учреждений и т.д.

Общая характеристика норм информационного права.

Норма информационного права – писаное правило поведения участников информационных правоотношений, которое устанавливается государством в строго определенном порядке и форме и вступает в определенный законом срок.

Нормы информационного права устанавливают правовое положение государственных органов, общественных организаций, СМИ, предпринимательских структур и иных субъектов, регулирующих публичные информационные отношения в определенных сферах, а также частно-правовые отношения различных субъектов информационной деятельности с гражданами, то есть норм права  в той или иной степени соотносимых с информационной деятельностью.

Выделяют следующие виды норм:

· Материальные нормы – закрепляют материальное, информационно-правовое содержание прав и обязанностей участников информационных отношений.

· Процессуальные нормы – устанавливают порядок и действие норм материального права.

· Обязывающие нормы – возлагают определенные обязанности, предписывают участникам правоотношений совершение определенных действий.

· Запрещающие нормы – устанавливают запрет на совершение определенных действий.

· Управомочивающие нормы – предоставляют участникам информационно-правовых отношений возможность совершать те или иные действия.

Элементы нормы ИП.

· Гипотеза – определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть 

информационно-правовые отношения.

· Диспозиция – предписание о том, как должны поступать юридические и физические лица в информационной сфере, т.е. определяет их права и обязанности.

· Санкция – указывает на последствия несоблюдения нормы ИП, которые в ней содержатся и которые вытекают из действий участников информационных правоотношений.

Информационно-правовые отношения, их сущность и структура.

Любая норма ИП реализуется только посредством информационно-правовых отношений: обязывая одних участников (субъектов) этих отношений к совершению конкретных действий и предоставляя конкретным лицам право требовать выполнения определенных действий, руководить данными действиями.

К информационно-правовым отношениям относятся те общественные отношения, которые отражены в нормах ИП и регулируются ими. Эти общественные отношения не являются однородными. Можно выделить следующие группы общественных отношений, возникающих в информационной сфере по поводу информации:

1) отношения, связанные с созданием и преобразованием информации. В данную группу входят, в частности, отношения, связанные с созданием объектов интеллектуальной собственности; отношения, связанные с созданием официальной информации органами государственной власти и местного самоуправления; отношения, связанные с созданием массовой информации и т.п.

2) отношения, связанные с хранением информации. Данную группу будут составлять отношения по поводу обязательного хранения некоторых видов информации; защиты информации; хранения информации с особым режимом доступа и др.

3) отношения, связанные с передачей и распространением информации. Отношения данной сферы связаны в первую с правовым положением средств массовой информации, также они включают в себя отношения по поводу распространения официальной информации, в том числе правовой; отношения, возникающие при распространении информации посредством использования сети Интернет и других глобальных информационных систем.

4) отношения, связанные с потреблением информации. Сюда будут включаться отношения по поводу реализации прав граждан на информацию; отношения в сфере библиотечного дела и архивов, а также некоторые другие.

Следует иметь в виду, что выделение в информационной сфере групп общественных отношений в определенной степени условно. Различные виды информационных правоотношений тесно пересекаются, поэтому на практике не всегда представляется возможным, да и необходимым отличить одну группу от другой. Кроме того, многие права и обязанности субъектов в сфере информационных правоотношений корреспондируют друг другу. Так, например, праву граждан иметь информацию о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления корреспондирует обязанность соответствующих должностных лиц эту информацию предоставить.

Сущность информационно-правовых отношений:

1)   Данные отношения определяются объективными экономическими отношениями, основанными на многообразии форм собственности, в т.ч. на информацию и информационные технологии.

2)   Информационные правоотношения – это отношения граждан, СМИ, гос. органов и т.д., предусмотренные и урегулированные нормами ИП, выражающие идеи свободы и демократии в информационно-правовой сфере.

3)   Информационно-правовые отношения являются средством решения задач в области формирования единого информационно-правового пространства страны, защиты прав журналистов, информационного обмена, укрепления информационной безопасности и многих других.

Социально-правовая структура информационно-правовых отношений.

·      Субъект ИП – лицо, гражданин, учреждение, организация, банк и т.д.

·      Объект ИП – материальные, духовные и иные социальные блага, явления и процессы, по поводу которых завязываются правоотношения.

·      Информационные права (полномочия).

·      Информационные обязанности.

Действие норм информационного права в пространстве и во времени.

Нормы ИП применяются на определенном пространстве и в течение определенного времени.

Проблема применения норм ИП в пространстве решается обычным способом:

· Законы РФ и другие акты информационного характера, принятые соответствующими государственными органами страны в установленном порядке, действуют на всей территории РФ.

· Нормативные акты, принятые субъектами РФ, действуют лишь на их территории.

· Отдельные нормы ИП действуют и за пределами РФ (Например, ст.32 федерального закона «О рекламе» 1993г. говорит о заключении с зарубежными странами договоров о рекламе, правила которой действуют при условии приоритета норм международного права).

При применение норм ИП во времени надо иметь в виду начало и окончание действия данной нормы либо законодательного акта в целом.

· Закон вступает в силу со дня его опубликования или издания.

· Завершение применения закона – со дня отмены. Необходимо также учитывать, что возможно издание закона на определенный срок или период.

Правонарушения в информационной сфере.

Правонарушение – юридический факт (наряду с событием и действием), действия, противоречащие нормам права (антипод правомерному поведению).

Правонарушения всегда связаны с нарушением определенным лицом (лицами) действующей нормы (норм) ИП и прав других субъектов информационных правоотношений. При этом эти нарушения являются общественно опасными и могут влечь для тех или иных субъектов трудности, дополнительные права и обязанности.

Признаки, состав и характеристика правонарушений в информационной сфере.

Наиболее частые правонарушения в информационной сфере – проступки (незначительная опасность): дисциплинарные, административные и гражданско-правовые. В основе деления лежат виды общественных отношений, нарушаемых соответствующими проступками, а также способы применения за них санкций.

Административный проступок – противоправное виновное деяние, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, за которое действующее законодательство предусматривает административную ответственность в виде штрафа, конфискации или предупреждения. При этом правонарушитель не состоит в трудовых или служебных отношениях с организацией или должностными лицами, которые принимают решение о применении к нему санкций.

Дисциплинарный проступок – проступок, совершенный лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должен соблюдать правила, устанавливающие  тот или иной режим деятельности. Санкции – замечание. Выговор, штраф и т.д.

Гражданские правонарушения выражаются в нарушении норм, регулирующих информационно-имущественные отношения и интересы собственно информационных ведомств, организаций, структур и фирм. Ведущим принципом гражданского права является требование полностью возместить убытки, причиненные гражданским правонарушением.

Наиболее серьезные правонарушения в информационной сфере – преступления.

Преступлением  в РФ признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Как особый вид правонарушений преступления характеризуются следующими признаками:

· Общественная опасность преступления выражается в том, что оно посягает на наиболее значительные общественные ценности (в информационной сфере – свобода личности, конституционные права и свободы).

· Субъектом преступления могут быть только физические лица: граждане и должностные лица. Государственные органы, учреждения, коммерческие и некоммерческие организации не привлекаются к уголовной ответственности. За их деяния отвечают виновные лица, по инициативе, под руководством и при непосредственном участии которых были осуществлены подобные деяния.

· Исчерпывающий перечень деяний, признаваемых преступлением, содержится только в одном федеральном законе – Уголовном кодексе РФ. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, принимаются в форме  изменений или дополнений к УК РФ и подлежат включению в него.

Состав правонарушения в информационной сфере – совокупность характерных признаков рассматриваемого правонарушения, которые предусмотрены соответствующими нормами ИП и характеризуют данное правонарушение как общественно-опасное, противоправное и наказуемое явление.

 

Сайт управляется системой uCoz