6. Аудиовизуальные технологии обучения информатике.

Классификация технических средств обучения.

Экранные средствадиапроектор; эпипроектор (используется для проекции только эпиобъектов, эпиобъекты - изображения на непрозрачной основе или плоские натуральные объекты, проецируемые на экран в отраженном свете); эпидиапроектор (комбинированный показ диапозитивов и непрозрачных иллюстраций); оверхед-проектор; графопроектор (переносное или стационарное устройство, осуществляющее на отражающий экран диаскопическую или теневую ретропроекцию графических изображений, текста, плоских моделей).

Проекция, диапозитивы (слайды), диафильмы, транспаранты (кодопособия, изображения на прозрачной, термоустойчивой пленке, выполняемые фотографическим и полиграфическим способом).

Звуковые и экранно-звуковые: механические устройства (фонограф), оптические, магнитные устройства записи звука, лазерные технологии, цифровые, звуковые кинофильмы, видеодиски.

Типология учебных видеозаписей: художественный фильм (отражение действительных событий с участием  актеров); хроникально-документальный (отражение действительных событий, работа промышленных и сельскохозяйственных предприятий, строек, институтов и т.д.); научно-популярные (фильмы, снятые по сценарию и популярно излагающие научную или техническую проблему, раскрывающие явления природы, процессы в различных областях науки); научные фильмы (фильмы, созданные в процессе научно-исследовательских работ и служащие для решения конкретных научных задач); учебное кино (вид научного кино, предназначенный для демонстрации в ходе обучения и обеспечения наглядности явлений и процессов, недоступных для непосредственного наблюдения); кинопособия (содержат фотографическое изображение движущихся объектов с зафиксированным звуковым сопровождением, выполненные с учетом воспитательно-дидактических целей).

Основные принципы использования ТСО в учебном процессе позволяют реализовать все его принципы организации.

Целенаправленность заключается в том, что процесс взаимодействия между учителем и учеником становиться педагогическим, если есть четко осознаваемая обеими сторонами цель. ТСО имеют четкое целевое назначение, определяемое прежде всего их назначением, характером и сложностью материала, которые определяют возрастные рамки их применения, местом в процессе обучения или воспитания.

Гуманизация и демократизация учебного процесса – обращенность к личности субъектов педагогического взаимодействия, расширение их участия и сотрудничества в нем. Современные технические средства расширяют возможности использования самых различных методов и приемов в работе с детьми с учетом их возраста и уровня развития.

Культуросообразность, суть состоит в том, что в процессе обучения и воспитания необходимо знакомить подрастающее поколение с богатством культуры и историей своего народа, с мировой культурой. ТСО помогают реализовать эти принципы, один учебный фильм, дает большее количество информации, чем учитель за большое количество уроков.

Научность, доступность, систематичность и последовательность. Данный принцип реализуется, когда с помощью ТСО передаются прочно установившиеся в науке знания. Осуществляется принцип доступности обучения, то есть соответствия содержания и методов изложения материала возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

Принцип сознательности, активности и самодеятельности также имеет отношение к ТСО. С их помощью учащиеся лучше разбираются в фактах и я явлениях, они пробуждают инициативу, учат применять получаемые в школе знания.

Принцип наглядности, принцип породивший всю систему технических средств, определяющий их направленность, отбор содержания, разработку соответствующих дидактических средств и технических устройств.

Принцип прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, обучения и развития, единства знаний и поведения побудил к разработке контрольных ТСО, всевозможных тренажеров.

Принцип коллективного характера воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка по-настоящему реализуется в условиях массового обучения. ТСО с возможностями и предложений индивидуальных заданий в системе деятельности всего класса.

Специально применительно к ТСО необходимо отметить принцип меры и принцип комплексного характера использования.

Эффективность технических средств воспитания и обучения определяется их соответствием конкретным учебно-воспитательным целям, задачам, специфике учебного материала, формам и методам организации труда преподавателя и учащихся, материально-техническим условиям и возможностям.

 

Сайт управляется системой uCoz