5. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе в средней школе.
Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует следующие процессы: совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информационного общества глобальной, массовой коммуникации; создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной информационной деятельности; совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей; создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.
Цели использования информационных технологий:
1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:
· развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;
· развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
· формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:
· подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности
3. Мотивация учебно-воспитательного процесса:
· повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;
· выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.
1) повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;
6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;
7) разработка информационных технологий дистанционного обучения;
8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;
9) внедрение информационных технологий обучения в процесс специальной профессиональной подготовки специалистов различного профиля.
10) формирование информационной культуры специалиста
ИКТ в реализации информационных и информационно-деятельностный моделей в обучении
Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие педагога и воспитанников, направленное на решение развивающих и образова-тельных задач.
Критерии отбора информации для ведения учебного процесса:
· количество,
· содержание,
· значимость (важность),
· своевременность подачи,
· полнота информации.
Основные проблемы при использовании ИКТ в учебном процессе:
Основными видами специализированных компонентов информационных ресурсов на электронных носителях, используемых сегодня в общем образовании, являются:
Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.
Компоненты:
Уровни познавательной активности:
Факторы, побуждающие учащихся к активности.
ИКТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений