5. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе в средней школе.

Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует следующие процессы: совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информационного общества глобальной, массовой коммуникации; создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной информационной деятельности; совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей; создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

Цели использования информационных технологий:

1.     Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:

·                      развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;

·                      развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

·                     формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).

2.     Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

·                      подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности

3.     Мотивация учебно-воспитательного процесса:

·                      повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;

·                      выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

Важнейшие задачи информатизации образования

1) повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;

2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);

4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;

6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;

7) разработка информационных технологий дистанционного обучения;

8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;

9) внедрение информационных технологий обучения в процесс специальной профессиональной подготовки специалистов различного профиля.

10) формирование информационной культуры специалиста

ИКТ в реализации информационных и информационно-деятельностный моделей в обучении

Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие педагога и воспитанников, направленное на решение развивающих и образова-тельных задач.

Критерии отбора информации для ведения учебного процесса:

·         количество,

·         содержание,

·         значимость (важность),

·         своевременность подачи,

·         полнота информации.

Основные проблемы при использовании ИКТ в учебном процессе:

  1. Проблемы, обусловленные трансляцией педагогом информации по каналам связи (адекватность выбора, техники трансляции).
  2. Проблемы, связанные с восприятием переработкой и хранением обучающимися информации (информационная перегруженность, понимание получаемой информации, своевременность получаемой информации, учет зон актуального и ближайшего развития).
  3. Проблемы, связанные с наличием/отсутствием обратной связи (виды обратной связи, выбор эффективных методов контроля и самоконтроля).
  4. Проблемы, связанные с организацией информационной среды (организация среды, информационная среда не самоцель, а средство для развития учащихся).

Основными видами специализированных компонентов информационных ресурсов на электронных носителях, используемых сегодня в общем образовании, являются:

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

Компоненты:

Уровни познавательной активности:

  1. воспроизводящая активность.  Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу.
  2. интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
  3. творческий. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Факторы, побуждающие учащихся к активности.

ИКТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений

 

Сайт управляется системой uCoz