2. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики

Основная цель специальной (коррекционной) педагогики – выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в адекватной интеграции в социум. Объект – личность ребенка, который имеет незначительные отклонения в психофизиологическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию. «Формула» - «4Д»: дефект, неярко выраженный; депривация (лишение)- перенесенная в раннем детстве; дезадаптация - как следствие депривации; девиация (отклонение) - которая проявляется в поведении.

Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями  в развитии и поведении - сложная социально-педагогическая проблема. Решив эту проблему, мы способствуем тому, что данная категория детей имеет возможность к активной общественно-полезной деятельности, к равноценному участию в различных видах деятельности, к наиболее полному освоению социальных ролей, к результативной интеграции в социальную среду.

Задачи:

·         определить природу, причины и условия появления отклонений в развитии детей;

·         выявить тенденции в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении детей;

·         выявить этиологию (причинно-следственную обусловленность) психофизиологического развития и социально-педагогических условий жизнедеятельности ребенка;

·         определить средства, методы и приемы, разработать технологии коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с отклонениями в развитии и поведении;

·         создать необходимую учебно-методическую базу в подготовке учителя к коррекционно-педагогической работе с детьми.

Принципы:

1. Принцип коррекционной направленности, обучения и воспитания.

2. Принцип комплексного подхода к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании.

3. Принцип ранней медико-психолого-педагогической коррекции нарушенных функций.

4. Принцип достижения уровня общеобразовательной профессионально-трудовой подготовки необходимого выпускникам школ для последующей социальной адаптации.

5. Принцип дифференцирующего подхода в коррекционном обучении и воспитании детей с нарушениями развития.

6. Принцип непрерывности дошкольного, школьного и профессионального обучения детей с нарушениями развития.

Методы:

1.       Индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент

2.       Наблюдение

3.       Изучение продуктов деятельности

4.       Анкетирование

5.       Проективные методики (предназначены для диагностики личности):

·         Методики структурирования - формирование стимулов, предание им некоторого смысла.

·         Методики конструирования - создание из деталей осмысленного целого.

·         Методики интерпретации - это истолковывание каких-либо событий, ситуаций.

·         Методики дополнения - например: незаконченное предложение.

·         Методики экспрессии - рисование.

·         Методики катарсиса - игровая деятельность в особо организованных условиях.

·         Методики импрессии - предпочтение одних стимулов другим.

6.       Обучающий эксперимент - форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. При этом с помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления.

7.       Условно-рефлекторные методики

Сайт управляется системой uCoz