2. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики
Основная цель специальной (коррекционной) педагогики – выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в адекватной интеграции в социум. Объект – личность ребенка, который имеет незначительные отклонения в психофизиологическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию. «Формула» - «4Д»: дефект, неярко выраженный; депривация (лишение)- перенесенная в раннем детстве; дезадаптация - как следствие депривации; девиация (отклонение) - которая проявляется в поведении.
Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями в развитии и поведении - сложная социально-педагогическая проблема. Решив эту проблему, мы способствуем тому, что данная категория детей имеет возможность к активной общественно-полезной деятельности, к равноценному участию в различных видах деятельности, к наиболее полному освоению социальных ролей, к результативной интеграции в социальную среду.
Задачи:
· определить природу, причины и условия появления отклонений в развитии детей;
· выявить тенденции в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении детей;
· выявить этиологию (причинно-следственную обусловленность) психофизиологического развития и социально-педагогических условий жизнедеятельности ребенка;
· определить средства, методы и приемы, разработать технологии коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с отклонениями в развитии и поведении;
· создать необходимую учебно-методическую базу в подготовке учителя к коррекционно-педагогической работе с детьми.
Принципы:
1. Принцип коррекционной направленности, обучения и воспитания.
2. Принцип комплексного подхода к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании.
3. Принцип ранней медико-психолого-педагогической коррекции нарушенных функций.
4. Принцип достижения уровня общеобразовательной профессионально-трудовой подготовки необходимого выпускникам школ для последующей социальной адаптации.
5. Принцип дифференцирующего подхода в коррекционном обучении и воспитании детей с нарушениями развития.
6. Принцип непрерывности дошкольного, школьного и профессионального обучения детей с нарушениями развития.
Методы:
1. Индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент
2. Наблюдение
3. Изучение продуктов деятельности
4. Анкетирование
5. Проективные методики (предназначены для диагностики личности):
· Методики структурирования - формирование стимулов, предание им некоторого смысла.
· Методики конструирования - создание из деталей осмысленного целого.
· Методики интерпретации - это истолковывание каких-либо событий, ситуаций.
· Методики дополнения - например: незаконченное предложение.
· Методики экспрессии - рисование.
· Методики катарсиса - игровая деятельность в особо организованных условиях.
· Методики импрессии - предпочтение одних стимулов другим.
6. Обучающий эксперимент - форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. При этом с помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления.
7. Условно-рефлекторные методики