Предметное поле исследований когнитивной социологии.
Предметное пол.е Когнитивная социология изучает тонкие (когнитивные)
структуры общества, проблематику становления, развития и формирования
социального интеллекта.
КС – наука, изучающая принципы,
механизмы социального творчества, выработки использования в общественной
практике знаний, превращений их в силу социального прогресса (это наука о
специфике социализации знаний). В известном смысле когнитивная социология относится
к "ядру" предметного поля социологии информатизации.
Ког. структуры и институты общества - институты семьи, образования, а также
структуры формирования и развития социального интеллекта в целом, социальной
памяти и общественного мнения, а также научных и других творческих школ,
течений и т.д.
К.(тонкоструктурная)
С и социальная когнитология: соотношение понятий и
предметных полей исследований.
В
- когнитология
занимается универсальными закономерностями мышления;
- когнитивная социология должна
изучать социально обусловленные особенности мышления.
Социальное измерение мышления
определяется различными культурами, идеологиями, особенностями исторических
периодов и социальных групп. Основными задачами когнитивной социологии являются:
- объяснение сходства и различия в
мышлении индивидов, анализ социальных конвенций;
-анализ социально обусловленных
процессов восприятия информации,
-
избирательного фокусирования внимания на отдельных проблемах;
-
изучение социальной природы классификаций, которые нередко являются не
просто типологиями, а средством
конструирования значений и смыслов;
- исследование социальной памяти о
значимых событиях, явлениях и
процессах.
Из перечисленного
ясно, что проблематика когнитивной социологии пересекается с целым рядом
научных направлений. Так, когнитивная ветвь
социальной психологии (Social cognition), no мнению Зерубавела, занимается
в основном восприятием социальных объектов, что является только
частью предмета когнитивной социологии.
Наиболее запутаны взаимосвязи когнитивной социологии и социологии знаний.
(По-видимому, целесообразно согласиться с предложением А.Бувье
и считать социологию знаний частью
когнитивной социологии)
Основные различия
между тонкими и традиционными социальными структурами.
Тонкие структуры наиболее значимые ,
когнитивные, очень шаткие ,отвечающие за мораль, культурно-дух.
отношения .
Когнитивные структуры общества как фактор
активизации информационного ресурса общества. Под когнитивными структурами общества понимаются институты семьи,
образования, общественного мнения, ответственные за формирование и развитие
знаний в обществе.
Оверстрат89 (сверхстрата,
надстрата) общества. В информационном обществе будет три оверстрата, три степени свободы: по вещественной
собственности; по собственности на управление и по интеллектуальной
собственности.
Интеллектуальный оверстрат - ведущий оверстрат
информационного общества. При этом индивид, обладающий интеллектом, может
продвинуться в высшие социальные слои, не имея вещественной и управленческой
собственности.
Тонкие
структуры
1.Степень уязвимости:
сильная уязвимость
2.Типы инструментария для изучения:
социальный, авангардный (социометрия,
экспертный опрос, моделирование)
3.Уровень сложности структуры:
весьма сложны (мягкие алгоритмы,
гипертекстовые технологии должны помочь) т.е. их нужно искать через развитие
систем интеллектуального типа.
Информатика должна помочь моделировать чувства в этой ситуации
невозможно развитие ког. соц. на численных шкалах(моделях с мнениями респондентов.)
4.Готовность к трансформации:
гибкотрансформирующиеся
5.Наблюдаемость (явные?)
латентные
Традиционные
структуры
1.Степень уязвимости:
относительная уязвимость
2.Типы инструментария для изучения:
типовой социологический метод: анализ, опрос
3.Уровень сложности структуры:
простые
4.Готовность к трансформации:
относительно постоянные
5.Наблюдаемость (явные?)
Социальный
интеллект, информационный комфорт личности: сущность понятий и проблема
социологического измерения.
СТРУКТУРА
СОЦИАЛЬНАЯ , сеть устойчивых и упорядоченных
связей между элементами социальной системы, обусловленных отношениями
социальных групп, разделением труда, характером социальных институтов
(государства и др.). Структура социальная населения охватывает также его
деление по профессиональным, национальным, половозрастным, культурным и др.
признакам.
Социальный интеллект-это способность общ-ва в целом или его
подсистемы (соц.группы, организации)к
«пониманию»,усвоению и использованию знаний в целях развития. Уровень соц.интеллекта проявляется в гибком социальном управлении,
политическом
В настоящее время формируется
важное направление - интеллектуализация социальных систем (предприятий,
управленческого аппарата, общественных организаций, сфер науки, искусства,
массовой информации).
Важно в рамках работы по
информатизации общества организовать исследования прикладного характера
(подготовку методик, проектов, рекомендаций) по повышению интеллектуального
уровня тех или иных социальных подсистем. Речь идет о формировании методами
социальной инженерии информационной среды как основы интеллектуальной среды.
Это становится важнейшей задачей прикладного социологического анализа.
По данным ЮНЕСКО, в
Мир в настоящее время можно
условно разбить на четыре группы стран:
-страны, производящие сырье,
продовольствие и товары народного потребления;
-страны, производящие техническую
продукцию по иностранным лицензиям и частично оригинальные технологии;
-страны, производящие
оригинальные технологии;
-страны, производящие знания.
США позволяют себе “сдавать
позиции” в любой сфере деятельности ( допускать на свой рынок товары из Японии
и т.д.), но не в производстве знаний.США
имеют максимум квалифицированного населения - населения, способного приспосабливаться
к новым технологиям (осуществлять рецепцию, трансферт технологий) за счет
уровня образования.
По состоянию на 1995 год в США -
12,5 млн. студентов, а в России 2,6 млн. студентов.
Особое значение имеют подбор и расстановка
кадров, подбор талантов, определение места и роли каждого индивидуального
интеллекта (каждой личности) в системе. Важно использовать методику определения
интеллектуальных способностей, профессиональной ориентации и другие, широко
используемые за рубежом. Уровень образования женщин всегда имел и имеет, в
современных условиях особенно, существенное значение для успеха процесса
интеллектуализации общества, так как преимущественно по женской линии идет
передача культурного опыта поколений, в основном, мать закладывает основы интеллекта
ребенка в семье.
Интелле́кт (от лат. intellectus
— понимание, познание) — общие способности к познанию, пониманию и разрешению
проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида:
ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.
Интеллектуал — человек с высоко
развитым интеллектом и аналитическим мышлением; представитель
интеллектуального труда.
Интеллигент- Лицо, принадлежащее к интеллигенции. Интеллиге́нция
(лат. intelligentia, intellegentia
— понимание, познавательная сила, знание) — особая социально-профессиональная и
культурная группа людей, занятая преимущественно в сфере умственного труда.
С позиции социологии «интеллектуал», в
отличие от «эрудита», является творческим социальным субъектом, постоянно
включенным в процесс абстрагирования по поводу истины и морали. Интеллектуал
производит и развивает идеи, определяет нормы и
культурные ценности для остальной части общества.
Коллективный
интеллект — термин, который появился в
середине 1980-х годов в социологии при изучении процесса коллективного принятия
решений. Исследователи из NJIT определили коллективный интеллект как
способность группы находить решения задач более эффективные, чем лучшее
индивидуальное решение в этой группе.
Термин «коллективный
интеллект» используется во всемирной паутине, означая сетевые службы,
обрабатывающие данные, собранные из разных источников и от разных участников, и
находящие среди них самые полезные для пользователей.
Примеры реализации
Вики-проекты
по совместному накоплению, совершенствованию и публикации знаний (Википедия).
Сервисы
вопросов и ответов Google Answers,
Ответы@mail.ru.
Системы
оценок и отзывов о товарах (Amazon) и мультимедийном контенте (Flickr, YouTube).
Групповая
разработка открытого программного обеспечения.
Совместная
работа многих участников проекта с помощью программного обеспечения Groupware..
Рынок
предсказаний.
Порталы с механизмами саморегуляции,
такие как Хабрахабр.
Информационный комфорт личности (в широком смысле), по мнению Ю.М. Каныгина, - это комплекс условий для интеллектуальных
коммуникаций, самовыражения личности, широкого доступа каждого члена общества к знаниям (информационным ресурсам).
Информационный
комфорт личности (в узком смысле) нами
понимается как состояние личности в момент информационного обмена, позволяющее
осуществить его наиболее эффективным образом.
Информационный комфорт.Информационный комфорт личности (в широком смысле), по мнению Ю.М. Каныгина,
- это комплекс условий для интеллектуальных коммуникаций, самовыражения
личности, широкого доступа каждого члена общества к знаниям (информационным
ресурсам).
Информационный комфорт личности (в узком
смысле) нами понимается как состояние
личности в момент информационного обмена, позволяющее осуществить его наиболее
эффективным образом.
По мнению профессора Дубровского Е.Н.,
существует целый ряд факторов, определяющих информационный комфорт личности.
Это, в частности, психофизический комфорт, актуальность и переносимость
информации, доступность и умеренность объема информации, авторитетность
источника информации, соответствие информации социальным императивам,
адекватность временного регламента, помехи (физический, синтаксический,
семантический и прагматический шум), адекватность средств обмена и установок
отправителя и получателя сообщений, а также управляемость информационного
обмена.
Кроме того, он предлагает ввести в научный
оборот понятие комфортабельности как меры соответствия реального
информационного комфорта личности эталону информационного комфорта.
Проблема национальной
безопасности России через призму когнитивной социологии.
Должны быть разработаны и реализованы механизмы информационной
защиты, как на уровне личности, так и на уровне общества и государства, ибо
информационная безопасность является сегодня одним из самых существенных
аспектов и личной, и национальной безопасности.