Предметное поле исследований когнитивной социологии.

Предметное пол Когнитивная социология изучает тонкие (когнитивные) структуры общества, проблематику становления, развития и формирования социального интеллекта.

КС – наука, изучающая принципы, механизмы социального творчества, выработки использования в общественной практике знаний, превращений их в силу социального прогресса (это наука о специфике социализации знаний). В известном смысле когнитивная социология относится к "ядру" предметного поля социологии информатизации.

Ког. структуры и институты общества - институты семьи, образования, а также структуры формирования и развития социального интеллекта в целом, социальной памяти и общественного мнения, а также научных и других творческих школ, течений и т.д.

К.(тонкоструктурная) С и социальная когнитология: соотношение понятий и предметных полей исследований.

В 1997 г. появилось первое введение в когнитивную социологию, написанное известным американским социологом Е.Зерубавелом . По его мнению, сферы влияния в содружестве когнитивных наук должны быть поделены следующим образом:

- когнитология занимается универсальными закономерностями мышления;

- когнитивная социология должна изучать социально обусловленные особенности мышления.

Социальное измерение мышления определяется различными культурами, идеологиями, особенностями исторических периодов  и социальных групп. Основными задачами когнитивной социологии являются:

       - объяснение сходства и различия в мышлении индивидов, анализ социальных конвенций;

        -анализ социально обусловленных процессов восприятия информации,

      -  избирательного фокусирования внимания на отдельных проблемах;

      -  изучение социальной природы классификаций, которые нередко являются не просто типологиями, а средством     конструирования значений и смыслов;

        - исследование социальной памяти о значимых событиях, явлениях и   процессах.

Из перечисленного ясно, что проблематика когнитивной социологии пересекается с целым рядом научных направлений. Так, когнитивная ветвь  социальной психологии (Social cognition), no мнению Зерубавела, занимается  в основном восприятием социальных объектов, что является только частью  предмета когнитивной социологии. Наиболее запутаны взаимосвязи когнитивной социологии и социологии знаний. (По-видимому, целесообразно согласиться с предложением А.Бувье и  считать социологию знаний частью когнитивной социологии)

Основные различия между тонкими и традиционными социальными структурами.

Тонкие структуры наиболее значимые , когнитивные, очень шаткие ,отвечающие за мораль, культурно-дух. отношения .

Когнитивные структуры общества как фактор активизации информационного ресурса общества. Под когнитивными структурами общества понимаются институты семьи, образования, общественного мнения, ответственные за формирование и развитие знаний в обществе.

Оверстрат89 (сверхстрата, надстрата) общества. В информационном обществе будет три оверстрата, три степени свободы: по вещественной собственности; по собственности на управление и по интеллектуальной собственности.

Интеллектуальный оверстрат - ведущий оверстрат информационного общества. При этом индивид, обладающий интеллектом, может продвинуться в высшие социальные слои, не имея вещественной и управленческой собственности.

Тонкие структуры

1.Степень уязвимости:

сильная уязвимость

2.Типы инструментария для изучения:

социальный, авангардный (социометрия, экспертный опрос, моделирование)

3.Уровень сложности структуры:

весьма сложны (мягкие алгоритмы, гипертекстовые технологии должны помочь) т.е. их нужно искать через развитие систем интеллектуального типа.  Информатика должна помочь моделировать чувства в этой ситуации невозможно развитие ког. соц. на численных шкалах(моделях с мнениями респондентов.)

4.Готовность к трансформации:

гибкотрансформирующиеся

5.Наблюдаемость (явные?)

латентные

Традиционные структуры

1.Степень уязвимости:

относительная уязвимость

2.Типы инструментария для изучения:

типовой социологический метод: анализ, опрос

3.Уровень сложности структуры:

простые

4.Готовность к трансформации:

относительно постоянные

5.Наблюдаемость (явные?)

Социальный интеллект, информационный комфорт личности: сущность понятий и проблема социологического измерения.

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНАЯ , сеть устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы, обусловленных отношениями социальных групп, разделением труда, характером социальных институтов (государства и др.). Структура социальная населения охватывает также его деление по профессиональным, национальным, половозрастным, культурным и др. признакам.

Социальный интеллект-это способность общ-ва в целом или его подсистемы (соцруппы, организации)к «пониманию»,усвоению и использованию знаний в целях развития. Уровень соцнтеллекта проявляется в гибком социальном управлении, политическом

В настоящее время формируется важное направление - интеллектуализация социальных систем (предприятий, управленческого аппарата, общественных организаций, сфер науки, искусства, массовой информации).

Важно в рамках работы по информатизации общества организовать исследования прикладного характера (подготовку методик, проектов, рекомендаций) по повышению интеллектуального уровня тех или иных социальных подсистем. Речь идет о формировании методами социальной инженерии информационной среды как основы интеллектуальной среды. Это становится важнейшей задачей прикладного социологического анализа.

По данным ЮНЕСКО, в 1982 г. молодежь нашей страны занимала 2-е место в мире по коэффициенту интеллектуализации молодежи, а к началу 90-х годов - уже 42-е. Школьники не справляются с тестами, созданными 10-15 лет назад в расчете на среднего ученика. И дело здесь не во врожденной глупости: доказано, что интеллект в течение жизни изменяется в зависимости от того, упражняет ли его человек.

Мир в настоящее время можно условно разбить на четыре группы стран:

-страны, производящие сырье, продовольствие и товары народного потребления;

-страны, производящие техническую продукцию по иностранным лицензиям и частично оригинальные технологии;

-страны, производящие оригинальные технологии;

-страны, производящие знания.

США позволяют себе “сдавать позиции” в любой сфере деятельности ( допускать на свой рынок товары из Японии и т.д.), но не в производстве знанийША имеют максимум квалифицированного населения - населения, способного приспосабливаться к новым технологиям (осуществлять рецепцию, трансферт технологий) за счет уровня образования.

По состоянию на 1995 год в США - 12,5 млн. студентов, а в России 2,6 млн. студентов.

Особое значение имеют подбор и расстановка кадров, подбор талантов, определение места и роли каждого индивидуального интеллекта (каждой личности) в системе. Важно использовать методику определения интеллектуальных способностей, профессиональной ориентации и другие, широко используемые за рубежом. Уровень образования женщин всегда имел и имеет, в современных условиях особенно, существенное значение для успеха процесса интеллектуализации общества, так как преимущественно по женской линии идет передача культурного опыта поколений, в основном, мать закладывает основы интеллекта ребенка в семье.

Интелле́кт (от лат. intellectus — понимание, познание) — общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Интеллектуал — человек с высоко развитым интеллектом и аналитическим мышлением; представитель интеллектуального труда.

Интеллигент- Лицо, принадлежащее к интеллигенции. Интеллиге́нция (лат. intelligentia, intellegentia — понимание, познавательная сила, знание) — особая социально-профессиональная и культурная группа людей, занятая преимущественно в сфере умственного труда.

С позиции социологии «интеллектуал», в отличие от «эрудита», является творческим социальным субъектом, постоянно включенным в процесс абстрагирования по поводу истины и морали. Интеллектуал производит и развивает идеи, определяет нормы и культурные ценности для остальной части общества.

Коллективный интеллект — термин, который появился в середине 1980-х годов в социологии при изучении процесса коллективного принятия решений. Исследователи из NJIT определили коллективный интеллект как способность группы находить решения задач более эффективные, чем лучшее индивидуальное решение в этой группе.

Термин «коллективный интеллект» используется во всемирной паутине, означая сетевые службы, обрабатывающие данные, собранные из разных источников и от разных участников, и находящие среди них самые полезные для пользователей.

Примеры реализации

Вики-проекты по совместному накоплению, совершенствованию и публикации знаний (Википедия).

Сервисы вопросов и ответов Google Answers, Ответы@mail.ru.

Системы оценок и отзывов о товарах (Amazon) и мультимедийном контенте (Flickr, YouTube).

Групповая разработка открытого программного обеспечения.

Совместная работа многих участников проекта с помощью программного обеспечения Groupware..

Рынок предсказаний.

Порталы с механизмами саморегуляции, такие как Хабрахабр.

Информационный комфорт личности (в широком смысле), по мнению Ю.М. Каныгина, - это комплекс условий для интеллектуальных коммуникаций, самовыражения личности, широкого доступа каждого члена общества к знаниям (информационным ресурсам).

Информационный комфорт личности (в узком смысле) нами понимается как состояние личности в момент информационного обмена, позволяющее осуществить его наиболее эффективным образом.

Информационный комфорт.Информационный комфорт личности (в широком смысле), по мнению Ю.М. Каныгина, - это комплекс условий для интеллектуальных коммуникаций, самовыражения личности, широкого доступа каждого члена общества к знаниям (информационным ресурсам).

Информационный комфорт личности (в узком смысле) нами понимается как состояние личности в момент информационного обмена, позволяющее осуществить его наиболее эффективным образом.

По мнению профессора Дубровского Е.Н., существует целый ряд факторов, определяющих информационный комфорт личности. Это, в частности, психофизический комфорт, актуальность и переносимость информации, доступность и умеренность объема информации, авторитетность источника информации, соответствие информации социальным императивам, адекватность временного регламента, помехи (физический, синтаксический, семантический и прагматический шум), адекватность средств обмена и установок отправителя и получателя сообщений, а также управляемость информационного обмена.

Кроме того, он предлагает ввести в научный оборот понятие комфортабельности как меры соответствия реального информационного комфорта личности эталону информационного комфорта.

Проблема национальной безопасности России через призму когнитивной социологии.

Должны быть разработаны и реализованы механизмы информационной защиты, как на уровне личности, так и на уровне общества и государства, ибо информационная безопасность является сегодня одним из самых существенных аспектов и личной, и национальной безопасности.

Сайт управляется системой uCoz